Что такое ФОП и ФАОП в образовании? Соответствие продукции «АЛМА» ФОП и ФАОП

Что такое ФОП и ФАОП в образовании? Соответствие продукции «АЛМА» ФОП и ФАОП

С 1 сентября все детские образовательные учреждения должны начать реализовывать  федеральные образовательные программы(или ФОП), утверждённые Законом об образовании от 24.09.2022 № 371-ФЗ.

А для детей с ОВЗ предусмотрена Федеральные адаптированные образовательные программы (ФАОП) , утверждённые от 24.11.2022 № 1022-ФЗ.



Что такое ФОП (или ФООП) ?


ФОП ДО – это Федеральная образовательная программа дошкольного образования, определяющая единые для РФ базовые требования, содержание и планируемые результаты дошкольного образования.

ФОП ДО должна быть положена в основу разработки ОП ДО (образовательной программы дошкольной организации), как обязательная часть. Но также допускается включение в ОП формируемой части, которую детский сад разрабатывает самостоятельно. Туда могут быть включены вариативные и парциальные образовательные программы, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, национальным и культурным особенностям региона, а также возможностям педагогического коллектива и детской образовательной организации в целом.

ФОП ДО определяет объём, содержание, планируемые результаты обязательной части ОП ДО, которую реализует детский сад. Это единый стандарт для оценки качества и эффективности работы детского дошкольного учреждения. Детские сады не могут реализовывать программы воспитания с результатами ниже, чем в ФОП ДО.

ФОП разработаны на основании ФГОС 3 поколения, чтобы не было противоречий в формулировках и ожидаемых результатах образовательных программ.


ФООП – это Федеральная основная общеобразовательная программа, содержащая учебно-методическую документацию, определяющая единые для РФ базовое содержание и нормативы школьного образования определенного уровня, и планируемые результаты освоения образовательной программы. ФООП разработана для начального общего (1-4 классы), основного общего (5-9 классы) и среднего общего (10-11 классы) школьного образования в Российской Федерации.


Несмотря на использование в Законе об Образовании формулировки «Федеральная основная общеобразовательная программа», ведомство сокращает это определение до аббревиатуры ФОП. Таким образом, понятия ФООП и ФОП на настоящий момент считаются синонимами.



Что такое ФАОП ?


ФАОП - это образовательная программа, адаптированная для обучающихся с ОВЗ. ФАОП должна быть положена в основу разработки АОП (адаптированной образовательной программы) для детей с различными группами нарушения здоровья.

Коррекционно-развивающая АОП составляется для детей:

  • с нарушениями слуха;
  • с нарушениями зрения;
  • с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР);
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);
  • с задержкой психического развития (ЗПР);
  • с расстройствами аутистического спектра (РАС);
  • с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (УО);
  • с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР).

Инклюзивное образование является прогрессивным подходом к развитию общества, предусматривающим интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с особыми потребностями в общеобразовательный процесс.

ФАОП направлена на интеграцию такого ребёнка в социум и овладение им культурными средствами общения. Закон об образовании предоставляет родителям право выбора формы образования для своего ребёнка. Если ребёнок посещает образовательную организацию, она обязана создать все условия для сопровождения ребёнка и взаимодействия с семьёй, чтобы помочь родителям успешно обучать и социализировать ребёнка в рамках его нозологии. Это одно из ключевых направлений ФАОП.

Если в образовательную организацию обращается семья с ребёнком с особенностями развития, к работе с семьёй должны быть подключены педагог-дефектолог и воспитатель. Несмотря на недостаток таких специалистов в России на сегодняшний момент, это не является препятствием для введения стандартов образования во всей стране, поскольку стандарты создают условия для появления необходимых специалистов.


Задачей педагога в рамках ФАОП является определение зоны актуального развития ребёнка и поддержка его достижений. Важно ориентироваться на психологический, а не на биологический возраст ребёнка. 


Методические рекомендации ФАОП помогут педагогам разобраться в том, что ребёнок с ОВЗ должен уметь делать самостоятельно, а что – с помощью педагога.

ФАОП предусматривает введение ставок специалистов-дефектологов в образовательных организациях, а также создание специальных условий для обучения. Такие условия включают в себя: 

  • общение с учётом индивидуальных потребностей ребёнка, 
  • облегчение адаптации в среде образовательного учреждения,
  • разнообразный сенсорный опыт, 
  • последовательное увеличение самостоятельности ребёнка,
  • стимуляцию познавательной активности и развития речи,
  • создание ситуации успеха для ребёнка с ОВЗ.

Важно, чтобы педагог в рамках реализации ФАОП изучил особенности предъявления знаний ребёнку с ОВЗ, методы достижения целевых результатов и средства, которые наилучшим образом решают задачи обучения.


Какая цель реализации ФОП и ФАОП?


➤ Создать единый базис содержания детского образования;

➤ Создать единое федеральное образовательное пространство обучения и воспитания детей, обеспечить равные и качественные условия образования, не зависящие от места проживания ребёнка и его родителей, устранить барьеры при переходе из школы в школу.

➤ Обеспечить преемственность дошкольного, начального общего и основного общего образования.

➤ Сформировать основы гражданской и культурной идентичности ребёнка, как гражданина Российской Федерации, путем организации обучения с использованием подходящих по возрасту методов и инструментов.

➤ Обеспечить оптимальные условия для коррекции нарушений, социальной адаптации и освоения образовательной программы детей с ОВЗ в рамках их индивидуальных возможностей.


Что входит в ФОП и ФАОП?


Дошкольное образование

Школьное образование

Целевой раздел

Планируемые результаты и целевые ориентиры ФОП и ФАОП

Планируемые результаты и целевые ориентиры ФОП тФАОП

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП и ФАОП воспитанниками

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП и ФАОП учащимися

Содержательный раздел 

Федеральная рабочая программа воспитания

Федеральная рабочая программа воспитания

Федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов

Программа формирования УУД (универсальных учебных действий)

Программа коррекционной работы

Организационный раздел 

Федеральный календарный план воспитательной работы

Федеральный календарный план воспитательной работы

Примерный режим и распорядок дня групп

Федеральный учебный план

Федеральный план внеурочной деятельности

Программа коррекционной работы



Федеральный учебный план включает обязательные федеральные рабочие программы по предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» в начальных классах.

«История», «Обществознание», «Русский язык», «Литература», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего и среднего общего образования.


Когда детские сады и школы перейдут на ФОП и ФАОП?


Школы и детские сады должны привести образовательные программы в соответствие с ФОП, ФАОП до 1 сентября 2023 года (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ).


Соответствие продукции «АЛМА» новым ФОП и ФАОП 


Компания «АЛМА» на протяжении многих лет занимается разработкой и производством качественного оборудования для образовательных учреждений, в первую очередь, для дошкольных организаций (ДОУ).

Мы постоянно совершенствуем свою продукцию и приводим её в соответствие с действующими нормами законодательства, поэтому методическая база оборудования «АЛМА» и содержание программного обеспечения соответствует ФОП, ФАОП и ФГОС 3 поколения.

Наш ассортимент продукции для коррекционной работы включает в себя профессиональное оборудование для логопедов и психологов, оборудование для сенсомоторной интеграции, оборудование для детей с РАС, сенсорные комнаты, нейротренажёры и многое другое. Выбирая «АЛМА», вы приобретёте надёжного партнера в области коррекционной работы в дошкольных учреждениях. 

Мы предоставляем качественную и проверенную продукцию, которая поможет вам добиться наилучших результатов в образовании и развитии детей в соответствии с Федеральными образовательными программами.



Текст: Тамара Терехова