Зачем нужно межполушарное развитие? Межполушарные лабиринты

Зачем нужно межполушарное развитие? Межполушарные лабиринты

1)Что такое межполушарные лабиринты?

2)Какие возникают проблемы, если нарушено межполушарное развитие?

3)Кому нужны межполушарные лабиринты?

4)Как заниматься на межполушарных лабиринтах?

5)Межполушарные лабиринты АЛМА







1) Что такое межполушарные лабиринты

Головной мозг имеет два больших полушария, которые отвечают за высшие психические функции: мышление, память, воображение, речь, письмо, восприятие органов чувств.

Правое полушарие:

- эмоциональный интеллект;

- музыкальные и художественные способности;

- воображение, интуиция;

- восприятие образов и символов;

- ориентация в пространстве;

- параллельная обработки информации;

- отвечает за левую половину тела.
Левое полушарие:

- логика, память;

- языковые способности,

- способности к письму и чтению,

- методическое мышление;

- анализ информации, дедукция;

- последовательная обработка информации;

- отвечает за правую половину тела.


Человеку для успешной жизни в обществе нужны функции обоих полушарий, поэтому они должны работать в содружестве. Для налаживания межполушарного взаимодействия существуют упражнения, гимнастика, массажи и занятия на межполушарных тренажёрах.

Межполушарный лабиринт – это нейротренажёр для межполушарного развития. Доска с двумя зеркально расположенными лабиринтами, которые нужно проходить одновременно.

При синхронном выполнении упражнений задействуются оба полушария мозга, и между ними разрастаются нейронные связи. Мозг может лучше контролировать всю поступающую от сенсорных систем информацию и легче переключаться на нужный вид деятельности.


2) Какие возникают проблемы, если нарушено межполушарное развитие?

В младенчестве детский мозг работает так, что нет преобладания какого-либо полушария. Но потом вступают факторы образования. Родители и социум начинают влиять на развитие детского мозга: кто-то старается всесторонне развивать ребёнка, кто-то делает упор только на то, что хочется развить в отпрыске, а у кого-то ребёнок растёт как сорная трава. Тогда говорят о педагогической запущенности.

Важным также является фактор наследственности и правильного внутриутробного развития. Какие-то структуры мозга могут быть недоразвиты, и чуткие родители замечают отклонения у ребёнка и вовремя корректируют. Невнимательные – пускают всё на самотёк, ссылаясь на характер. У него плохая память в дедушку. Хотя, на самом деле, это следствие неполноценной работы левого полушария.

Во всех случаях, на выходе мы будем получать различную картину социальной адаптации и личностного успеха человека. Современная педагогика стремится развивать мозг полноценно: оба полушария должны работать в гармонии и иметь хорошие нейронные связи для быстродействия всей системы.

Ведь в современной жизни человеку требуется использование всех право- и левополушарных функций. Чем лучше межполушарное взаимодействие, тем адекватнее человек реагирует на действительность, быстрее принимает решения, легче обучается всему новому, меньше подвержен перепадам настроения и лучше находит общий язык с окружающими.

Если межполушарное развитие нарушено вследствие педагогической запущенности или врождённых особенностей, то у человека возникают проблемы, которые мешают успешно адаптироваться и добиваться успехов в обществе.

Если левое полушарие работает не полноценно, то:

  • Человек не способен анализировать и структурировать информацию. Он не может отсортировать предметы или события по какому-либо признаку, не может понять принцип работы механизмов и научных законов.

  • Ухудшается память, способность запоминать факты, имена, даты. Человек не может выстроить события в какую-то последовательность, выделить главное и второстепенное.

  • Страдает восприятие себя, как отдельной личности. Человек не может отделить себя от остальных, понять свои потребности и желания.

  • Понятие прошлого, настоящего и будущего размыто. Человек не способен планировать жизнь и делать выводы из предыдущего опыта.

  • Невозможность отличить человеческий голос от фонового шума, непонимание смысла сказанного. Человек с трудом осваивает речь, путает слова и слоги. Алалия.

  • Чтение и письмо тоже страдают. Человек не может распознать буквы и цифры из общих цветовых пятен окружающего мира. Дисграфия и дислексия.

Если правое полушарие работает не полноценно, то:

  • Человек плохо понимает границы своего тела и расстояние до объектов, он неуклюжий, постоянно обо всё ударяется. Топографическая дезориентация.

  • Снижен или отсутствует эмоциональный интеллект. Человек не способен проявить сострадание, разделить радость или горе других людей. Спектр собственных чувств и моций также крайне скуден.

  • Страдает восприятие искусства и творчества. Человек не понимает прелесть музыки, танцев, пения. Равнодушен к живописи, скульптуре, литературе.

  • Скудное воображение и неспособность создавать новое. Эти две вещи тесно связаны – великие творцы были прежде всего великими фантазёрами, умеющими представить что-то новое, не существующее доныне.

  • Плохое восприятие невербальной информации. Человек не способен понимать по выражению лица, позе или голосу, что хочет донести другой человек. Отсутствует тактичность и понимание личного пространства.

  • Страдает распознавание лиц. Человек не запоминает лица знакомых и родственников, с трудом определяет возраст и пол человека.

  • Человек не умеет работать в режиме многозадачности, помнить одновременно о нескольких делах, видеть что-то в целом, а не разрозненными частями.


Отдельные пункты в слабой степени могут присутствовать у здоровых людей. Потому что мозг каждого человека развит по-разному. Какое-то полушарие является ведущим, а какое-то чуть отстаёт. Человек прикладывает усилия к развитию только одной стороны мозга и игнорирует другую.

Но если симптомы выражаются сильнее или собираются в «букет», то можно говорить о расстройствах развития, например: дислексия, дислалия, ММД, СДВГ, синдром Аспергера и других.

Пока ребёнок маленький, большинство проблем можно устранить. В детстве человеческий мозг очень пластичный, и даже если одно из полушарий полностью повреждено, то большую часть функций может взять на себя второе.

3) Кому нужны межполушарные лабиринты?

Играть с межполушарными досками можно с 3-х лет. Детский возраст – самый активный период развития мозга. И важно не пропустить этот период.

Игра с межполушарным лабиринтом АЛМА

Межполушарные лабиринты полезны для всех. Но особо нужны, если ребёнок:

  • неуклюжий, постоянно падает и обо всё ударяется;

  • плохо запоминает новую информацию, путает названия вещей;

  • пропускает буквы при письме, пишет зеркальные буквы;

  • переставляет или пропускает слоги в словах, путает звуки;

  • плохо реагирует на голос, не может отличать тона голоса;

  • не может отсортировать предмет по какому-либо признаку;

  • не различает фигуры, не может раскрасить картинку по контуру;

  • плохо контролирует возбуждение, эмоционально нестабилен;

  • слишком подвижен, или наоборот, слишком медлителен;

  • не может держать концентрацию положенное по возрасту время.


Родителям важно наблюдать за развитием ребёнка, отслеживать его прогресс или отставание, чтобы вовремя заметить отклонения и начать процесс коррекции. Для этого есть детские логопеды, психологи, кинезиологи.

Межполушарные доски – один из инструментов специалистов-дефектологов. Занятия с ними позволяют улучшить работу отстающего в развитии полушария, синхронизировать их, и развить между полушариями прочные нейронные связи.

4) Как заниматься на межполушарных лабиринтах?

Педагог или сам ребёнок выбирают зеркальные картинки-лабиринты и закрепляют их на основании.

Сначала лабиринт проходят одной ведущей рукой. Ребёнок помещает пальчиковую фишку в начало лабиринта и передвигает её по часовой стрелке. Затем ведёт обратно.

Потом то же самое проделывает второй рукой. Когда движения получаются чёткими и уверенными, пора проходить лабиринты одновременно двумя руками. Сначала в одном направлении, потом в другом.

Можно менять направление движения для каждой руки: правая движется от начала лабиринта в конец, а левая – из конца в начало.

Если и это уже легко, то можно подключить следующий уровень: прохождение лабиринтов с закрытыми глазами. Тут требуется гораздо больше концентрации!

И самый сложный уровень – прохождение, ориентируясь на отражение в зеркале. Ребёнок садится перед зеркалом и смотрит в отражение, как он передвигает фишки. Это очень сложно! Но весело и полезно для мозга.

Выполняя эти упражнения, ребёнок может повторять счёт, стишки, речёвки, делать логопедические задания и другое.

В комплекте межполушарной доски карточки-лабиринты идут от простого к сложному. Самые простые – это круги, затем идут квадраты или треугольники, самые сложные – лабиринты с замысловатыми узорами и разными углами.

Для дошколят занятия с межполушарными лабиринтами – полноценная умственная деятельность. Школьникам эти игры подходят в качестве полезного отдыха после школьных уроков или выполнения домашней работы.

5) Межполушарные лабиринты АЛМА









Межполушарные доски АЛМА продуманы до мелочей. Основание для установки лабиринтов служит одновременно коробкой для хранения. Все вкладыши-лабиринты и пальчиковые фишки можно сложить внутрь – и ничего не потеряется! Это очень удобно для занятий с малышами.

В коробке-основании спрятаны 4 пары цветных лабиринтов. Ребёнок вытаскивает два лабиринта с зеркально изображёнными картинками и устанавливает в пазы, а потом проходит их с помощью пальцев или специальных пальчиковых фишек.

Межполушарный лабиринт разработан в шести тематиках: «Лабиринты», «Сладости», «Космос», «Животные»«Инструменты», «Фрукты-овощи». В них лабиринты сделаны в виде узнаваемых фигур: конфет, мишек, уточек, звёзд и тд. Поэтому одновременно с прохождением дети могут тренировать названия этих животных и предметов.

Коробка и лабиринты выполнены из экологичной берёзовой фанеры и покрыты стойкими к выцветанию полиуретановыми красками без запаха. На изделиях приятная древесная фактура и нет острых углов.


Текст: Тамара Терехова