Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и Федеральная целевая программа «Стратегии развития воспитания до 2025 года» задали новое направление для развития системы образования в России.
Эти документы направлены на создание устойчивого механизма, который поможет образовательной системе отвечать современным вызовам, социальным и экономическим потребностям страны, а также соответствовать ожиданиям личности, общества и государства. И здесь возникает необходимость в совершенно новом подходе к обучению. На помощь приходит STEM.
С каждым годом STEM-направления становятся все более значимыми не только в высшем и среднем образовании, но и на уровне дошкольного обучения. Образование в области STEM направлено на формирование у детей критического мышления, исследовательских навыков и способности решать сложные задачи.
STEM-образование в дошкольных образовательных учреждениях открывает перед самыми маленькими учениками двери в мир науки и технологий, помогая им с раннего возраста развивать интерес к исследованию и изобретательству. Включение STEM-элементов в программы дошкольного обучения способствует формированию у детей навыков, которые будут необходимы им в будущем.
Что такое STEM?
Аббревиатуру STEM (от английских слов Science, Technology, Engineering, Mathematics) в 2001 году предложили ученые Национального научного фонда США. STEM-образование объединяет четыре ключевых области знаний: науку, технологии, инженерное дело и математику. Это образовательный подход, который акцентирует внимание на междисциплинарности и практическом применении знаний. В дошкольных образовательных учреждениях STEM-образование подразумевает создание условий для формирования у детей раннего возраста базовых навыков и интереса к этим областям.
Для дошкольников STEM-образование проявляется в виде игр, экспериментов, конструирования и использования простых технологий. Например, дети могут изучать основы физики через игры с водой и песком, математику — через простые счетные игры, а технологии и инженерное мышление — через сборку простых моделей из конструктора. Основная цель — вовлечь детей в активное познание окружающего мира, стимулировать их любознательность и исследовательский интерес.
Цели и задачи STEM-образования в ДОУ
Внедрение STEM-образования в программы ДОУ направлено на достижение нескольких ключевых целей:
1. Развитие критического мышления и навыков решения проблем
Дети учатся анализировать информацию, задавать вопросы и искать ответы. Например, рассматривая, почему одни предметы тонут, а другие плавают, они начинают узнавать базовые знания физики.
2. Формирование любознательности и исследовательского духа
STEM-образование поощряет детей самостоятельно исследовать мир вокруг себя. Например, в процессе выращивания растений дети наблюдают за их ростом и развитием, что стимулирует интерес к биологии.
3. Развитие навыков работы в команде
Через групповые проекты и игры дети учатся сотрудничать, обмениваться идеями и достигать общих целей, а это важно для социального и эмоционального развития.
4. Подготовка к дальнейшему обучению в области науки и технологий
Закладываются основы для последующего более глубокого изучения STEM-дисциплин в школе. Например, знакомство с основами программирования через простые игры помогает детям в будущем освоить более сложные технологии.
5. Формирование базовых знаний и навыков в этих дисциплинах
Дети получают первоначальные представления о математических понятиях, физических явлениях и принципах работы технологий. Это создаёт прочную основу для дальнейшего обучения.
Последние решения в области STEM-образования в ДОУ
Интеграция STEM в стандартные программы обучения
Множество ДОУ разрабатывают и внедряют программы, в которых STEM-элементы гармонично вписываются в обычные учебные планы. Это позволяет детям изучать математику и науку не в отрыве от реальной жизни, а через конкретные примеры и практическую деятельность.
Междисциплинарные проекты и задачи
Вместо изолированного изучения каждого предмета, дети решают комплексные задачи, которые требуют применения знаний из разных областей. Например, проект по созданию миниатюрного парка включает в себя элементы ландшафтного дизайна, простую математику (расчёты площади), и основы экологии.
Внедрение образовательных технологий и цифровых инструментов
Использование интерактивных досок, образовательных приложений и игр позволяет детям изучать сложные концепции в игровой форме. Например, приложения для изучения математики и программирования помогают детям визуализировать абстрактные понятия.
Робототехника и программирование
Простые робототехнические наборы дают возможность детям с раннего возраста осваивать основы робототехники и логики. Эти инструменты развивают у детей пространственное мышление, навыки решения проблем и программирования.
Поддержка на уровне государства
В России и во многих других странах действуют национальные программы. Например, проект «Цифровая образовательная среда» включает в себя меры по поддержке внедрения цифровых технологий в образование.
Тенденции в STEM-образовании в ДОУ
Акцент на практическое обучение
Практическое обучение становится ключевым элементом STEM-образования для дошкольников. Оно позволяет детям активно применять полученные знания и навыки в реальных ситуациях:
Проектное обучение стимулирует детей применять знания на практике, решая конкретные задачи. Например, создание модели экологически чистого города или выращивание растений в мини-огороде.
Проведение простых научных экспериментов помогает детям понять основные принципы естественных наук. Например, наблюдение за таянием льда или выращивание кристаллов из соли развивают у детей навыки наблюдения и анализа.
Персонализированное обучение
Персонализированное обучение становится всё более важным в контексте STEM-образования, особенно в дошкольных учреждениях. Подходы, ориентированные на индивидуальные потребности и интересы каждого ребенка, позволяют более эффективно развивать их потенциал. Например, предоставление детям возможности выбирать темы проектов в соответствии с их интересами.
Поддержка талантливых детей
Специальные программы и кружки для детей с повышенным интересом и способностями к STEM-дисциплинам помогают развивать их таланты и поддерживать мотивацию к обучению.
Сотрудничество и совместное обучение
Вовлечение родителей и сообщества в образовательный процесс является важным аспектом STEM-образования в ДОУ:
Вовлечение родителей: Родители могут принимать активное участие в образовательных проектах, помогать в организации мероприятий и поддерживать интерес детей к STEM-дисциплинам дома. Любые опыты, эксперименты, математические задачи станут отличным решением для этого.
Взаимодействие между детьми: Совместные проекты и игры развивают у детей навыки работы в команде и способность к совместному решению задач. Например, создание коллективного проекта по постройке модели моста.
Компания АЛМА создала продукт, который включает в себя последние тенденции в STEM-образовании: проектное обучение, исследовательские методы, групповые и индивидуальные траектории обучения
«АЛМА STEM» для детей дошкольного и младшего школьного возраста
конструктор нового времени, деревянные панели с разнообразными подвижными элементами.
Комплект содержит следующие модули:
Основы логики (тетрис, фигурки)
Основы картографии (дорожки)
Основы механики (шестеренки, платформы)
Основы грамоты (буквы, фигурки)
Основы математики (цифры, точки, фигурки)
Этот конструктор предлагает не только увлекательную игру, но и целый набор задач, которые развивают разнообразные навыки и умения у ребенка:
Проблемное мышление и решение задач: «АЛМА STEM» предлагает задачи, которые требуют анализа, планирования и поиска решений.
Креативное мышление и инновации: Конструктор позволяет детям экспериментировать и создавать что-то новое, способствует развитию креативных навыков.
Логическое мышление и математика: Ребенку можно предложить задачи, требующие логического мышления и использования математических концепций.
Технологическое понимание и навыки: STEM-конструктор знакомит детей с основами инженерии и другими технологическими концепциями.
Сотрудничество и командная работа: «АЛМА STEM» способствует развитию социальных навыков через сотрудничество и работу в команде, одновременно могут играть 4 ребенка.
А также: изучение профессий и русского языка
Вместе с «АЛМА STEM» ребенка ждет погружение в STEM-образование, где комплексное развитие играют самую важную роль.
Все элементы изготовлены из высококачественных, экологических материалов, соответствующих стандартам качества и безопасности. Продукция соответствует требованиям ФГОС и ФОП, подходит для госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ на любых электронных площадках.