Сенсорные комнаты. Что это и для чего нужны?

26 мая 2022
Сенсорные комнаты. Что это и для чего  нужны?

1. Что такое сенсорная комната? Где применяется?

2. Оборудование для сенсорной комнаты

3. Показания к занятиям в сенсорной комнате у детей

4. Противопоказания к занятиям в сенсорной комнате.










1. Что такое сенсорная комната? Где применяется?

Сенсорная комната — это особым образом оборудованная комната, предназначенная для развития сенсорных систем человека: зрение, осязание, слух, обоняние, вестибулярный аппарат — с помощью специальных предметов, звуков, запахов, освещения.

Сенсорные комнаты часто используют в детских садах, школах, центрах инклюзивного образования, кабинетах детских психологов.

Для взрослых также актуальны сенсорные комнаты, как место психологической разгрузки и релаксации. Они размещаются в офисных центрах и на предприятиях для отдыха работников, в spa-салонах, в домах отдыха, в центрах реабилитации.

Но в этой статье поговорим о сенсорных комнатах для детей.

При упоминании сенсорной комнаты у многих возникает одна ассоциация – комната релаксации. Но это далеко не так. Сенсорное воздействие может быть стимулирующим, познавательным, а может быть успокаивающим, расслабляющим. И в зависимости от целей специалиста можно применять те или иные стимулы, чтобы добиться нужного эффекта.

По типу воздействия сенсорные комнаты разделяются на:

Сенсорная активация и развитие.  Процесс познания у маленьких детей идёт не с помощью разума и рационализации, а с помощью чувственного опыта и сенсорной информации. Поэтому в детских дошкольных учреждениях для всестороннего развития ребёнка обустраиваются сенсорные комнаты.

Ведь чем ярче и разнообразнее сенсорная информация, тем точнее дети могут сравнивать и анализировать, познавать окружающую действительность и развивать когнитивные способности.

Сенсорная разгрузка и релаксация. Такие комнаты обустраиваются с целью психологической разгрузки и гармонизации душевного состояния. Она помогает безопасно научиться справляться со стрессом и негативными эмоциями, преодолеть агрессию и гипервозбудимость. Поэтому такую комнату часто можно встретить в школах, кабинетах детских психологов, коррекционных центрах, интернатах.

Оборудование в сенсорной сенсорной комнате и занятия со специалистом помогают детям с нарушениями сенсорной интеграции: расстройства аутического спектра, СДВГ, неврозы, задержки развития речи, сложности адаптации в социуме, страхи, депрессии.


2. Оборудование для сенсорной комнаты

Оборудование для сенсорной комнаты делится по виду сенсорной системы, на которую оно должно воздействовать в первую очередь. Таким образом, есть оборудование для стимуляции слуховых, тактильных, зрительных рецепторов, вестибулярного аппарата и обоняния.

Комната сенсорной активации и развития

В оформлении стен преобладают развивающие панели с элементами Монтессори, бизиборды, тактильные сенсорные панели с использованием различных материалов и фактур.

Свет в комнате яркий, активный, чтобы дети хорошо видели всё, что исследуют, мелкие детали.

Для игр и создания укромных уголков можно использовать мягкий гигантский конструктор или шестигранные модульные игровые домики "Сотикум" от "АЛМА". Их можно составлять по своему желанию и создавать "норки" и лабиринты, которые так любят дети. А отделка сенсорными панелями добавляет "Сотикум" ещё больше функциональности. 

Для развития тактильной чувствительности используются сухие бассейны с шариками, бизиборды, световые песочницыконструкторы, игрушки Монтессори, сенсорные балансировочные мостики, тактильный набор «Тайничок», сенсорные мешочки, кубики Рубика. 

Для развития слуха также применяется активное взаимодействие, малыши играют на музыкальных инструментах, таких как ксилофон, барабан, маракасы, исследуют музыкальные игрушки с разными звуками животных и природы. У компании «АЛМА» есть шумовой набор «Шумотрон», где дети из 16 коробочек подбирают одинаково звучащие.

Для развития обоняния в сенсорных комнатах есть коробочки с запахами Монтессори и аромакниги, где каждый запах отражает иллюстрацию. Также для поднятия настроения и заряда бодрости у детей можно использовать чуть-чуть натуральных эфирных масел в аромалампах, например, кедр, лимон, мята, гвоздика, апельсин.

Комната может быть украшена воздушно-пузырьковыми колоннами с бурлящими внутри пузырьками и плавающими рыбками или световыми колоннами, реагирующими на хлопки и музыку. Свет может "танцевать" вместе с детьми, заряжая их энергией. Также колонны можно использовать и как ночник.

Мягкая мебель для сенсорных комнат изготавливается без жёстких каркасов и острых углов. Ведь главное требование к комнате – это создание безопасного пространства для детей. Это могут быть кресла-груши, мягкие пуфы, мягкие игровые модули, гамаки.

Гамаки также полезны для развития вестибулярного аппарата, как и балансировочные мостики, бассейны с шариками и мягкие игровые модули, на которых можно кататься и кувыркаться.

Комната сенсорной разгрузки и релаксации

Здесь часто приглушённый свет, основное освещение выключено, и работают ночники или воздушно-пузырьковые колонны, рассеивающие нежные переливы света на стены.

Это может быть проектор звёздного неба, погружающий участников в глубины манящего космоса. Созерцание ночного неба создаёт ощущение покоя и умиротворения, поэтому его хорошо использовать в комнате для релаксации. Например, проектор звёздного неба "Галактон" от компании "АЛМА". В нём есть 10 космических спецэффектов, настраиваемая яркость свечения и таймер автоматического отключения.

Стены помещения лучше делать однотонные, защищённые снизу мягкими панелями. Тогда на потолке и верхней части стен можно проецировать эффекты медленно плывущих облаков или ночных звёзд и далёких галактик.

Всё оборудование настроено на снятие возбуждения и переход в состояние спокойствия. Это может быть сухой бассейн с шариками, подсвеченный мягким приглушённым светом,  сухой душ из фибероптических волокон, которые так приятно перебирать пальцами, успокаивающее давление утяжелённого одеяла или машины для обнимания.

Для тактильной стимуляции применяются световые песочницы, кинезио мешочки, тактильные мячи, которые можно теребить и сжимать в руках, тем самым перенося на них эмоциональное напряжение.

Звуковой фон пассивный. Дети не сами его создают, а он играет на фоне тихим сопровождением. Это может быть расслабляющая музыка с медленным темпом, звуки природы, поющие чаши.

Для воздействия на обоняние применяются аромалампы с ароматами, которые дарят покой и расслабление: ромашка, ладан, мелисса, иланг-иланг, жасмин и другие.

В качестве мягкой мебели используются кресла скруглённых форм, не имеющие углов, мягкие пуфы и гамаки. Хорошо подходят кресла-мешки или лежаки с гранулированным наполнителем, которые принимают форму человеческого тела и обволакивают комфортом и теплом.

Если позволяет площадь, то лучше сделать две комнаты с разным функционалом. А если вы стеснены в квадратных метрах, то можно разделить одну комнату на активную и пассивную зоны, выбирать универсальное оборудование и трансформировать помещение под свои нужды.

Одним из примеров универсального оборудования служит мобильный сенсорный комплекс "Иллюминар". В нём гармонично сочетаются компоненты сенсорной активации и релаксационные элементы. Световая колонна, фонтан из фибероптического волокна, «Зеркало бесконечности», проектор звёздного неба помогут успокоить нервную систему маленьких непосед и справиться с возбуждением, тревогами, напряжёнными мыслями. А  развивающие тактильные панели, конструктор "Макки" и интерактивная панель с профильным ПО для психологов помогут стимуляции всех сенсорных систем малышей, эффективной коррекции и гармонизации их развития.  


3. Показания к занятиям в сенсорной комнате для детей

Занятия в сенсорной комнате полезны для всех детей, ведь в детстве ребёнок познаёт мир через органы чувств, и их полноценное развитие очень важно. Поэтому комнаты сенсорного развития есть почти в каждом ДОУ.

Настольная светодиодная колонна "Лампус"

Занятия с психологом в сенсорной комнате показаны детям с поставленными диагнозами:

  • расстройства аутического спектра (лёгкие формы),
  • синдром гиперактивности и дефицита внимания,
  • задержка речевого и психомоторного развития,
  • резидуально-органические поражения ЦНС,
  • энурез и энкопрез,
  • заикание (логоневроз),
  • неврозоподобные состояния,
  • нервный тик.

Полезны также будут занятия детям:

  • с адаптационными расстройствами (переезд в новое место, новый коллектив в детском саду или школе);
  • с нарушениями в эмоциональной сфере (тревоги, фобии, гиперэмоциональность);
  • с психологическими проблемами (стрессы, замкнутость, отсутствие друзей, агрессивность);
  • с расстройствами сенсорной интеграции.

Расстройства сенсорной интеграции могут быть вызваны гиперчувствительностью к потоку сенсорной информации от рецепторов, а могут быть – гипочувствительностью (пониженной реакцией).

Как проявляется у ребёнка гиперчувствительность к сенсорной информации:

➤ Боится резких звуков или чрезмерно реагирует на сильные звуки;

➤ Боится яркого света, контакта глаза в глаза, закрывает глаза при играх;

➤ Гиперчувствителен к запахам и имеет ограниченный пищевой репертуар;

➤ Имеет чрезмерную чувствительность к тактильным стимулам (не любит прикосновения, гигиенических процедур в виде намыливания, расчёсывания, избегает игр с пластилином, пальчиковыми красками, песком, устраивает истерики от неудобной одежды, прикосновения к коже этикеток, швов, определённых видов тканей, начинает волноваться из-за близкого расположения других людей);

➤ При стрессовых ситуациях настойчиво снимает с себя одежду;

➤ Боится кататься на велосипеде, его укачивает и не может совладать с координацией;

➤ Ходит на цыпочках.

Как проявляется у ребёнка гипочувствительность к сенсорной информации:

➤ Прыгает, раскачивается на стуле, вращается, бегает взад-вперёд на протяжении всего дня;

➤ Имеет пониженную чувствительность к болевым ощущениям, не замечает порезы, синяки, занозы;

➤ Постоянно издаёт какие-то звуки, громко слушает музыку, любит громкие инструменты;

➤ Любит наблюдать за повторяющимися движениями, например, болтать ногой или включать-выключать свет;

➤ Постоянно обнюхивает и облизывает все предметы, жуёт неподходящие предметы после того, как вырос из раннего возраста;

➤ Наносит самоповреждения: царапины, щипки, укусы, раздирает ранки, бьётся головой;

➤ Прячется в узкие места, любит крепкие объятия, успокаивается под тяжёлым одеялом.


4. Противопоказания к занятиям в сенсорной комнате для детей

Противопоказаниями являются:

  • Глубокая умственная отсталость;
  • Инфекционные заболевания;
  • Психоневрологические заболевания с лечением психотропными препаратами;
  • Частичным противопоказанием являются частые эпилептические припадки у детей.