Новости, тенденции и изменения в законах об образовании в 2023 году.

Новости, тенденции и изменения в законах об образовании в 2023 году.

Наступивший 2023 год объявлен «годом педагога и наставника». Давайте разберёмся, что же ждёт педагогов в этом году.

Дошкольное образование

В дошкольном возрасте закладывается фундамент личности, развиваются способности и умения, которые пригодятся в дальнейшей жизни и помогут ребёнку стать успешным взрослым. Поэтому так важно всестороннее дошкольное образование и развитие наших детей.

100% доступность

В 2023 году должна быть закрыта проблема переполненности в детских садах. Для этой цели в различных регионах России планируется:

  • построить новые детские сады, в которых будут обязательные ясельные группы для детей от года до трёх лет,
  • открыть дополнительные ясельные группы в уже существующих детских садах,
  • обучать и выпускать больше воспитателей и педагогов для дошкольного образования.

Доступность детских садов — это тот важный элемент национального проекта «Демография», который очень востребован, особенно в отдалённых уголках страны.

Материнский капитал на оплату детского сада

С 2023 года материнский (семейный) капитал не только проиндексируют, но и разрешат направлять его на негосударственные детские сады. Для любого из детей родители могут оплатить частный детский сад, имеющий лицензию на образовательную деятельность.

Уроки финансовой грамотности

Обучение финансовой грамотности планируется вводить для детей 5–7 лет. Основной задачей станет формирование у малышей таких компетенций, как:

  • Понимание финансовых основ семьи,
  • Развитие ответственного отношения к деньгам,
  • Уверенность в себе, самоконтроль,
  • Предприимчивость, самопрезентация.

Уже с двух-трёх лет малыши понимают, что конфеты в магазине нельзя брать просто так. К пяти годам дошколята формируют первые представления о финансовой составляющей взрослой жизни, поэтому необходимо закладывать в них правильное отношение к деньгам, уважение к труду, способность принимать решения и проявлять лидерские качества.


Компания «АЛМА» занимается производством оборудования для детского образования, отвечающего актуальным запросам педагогики и государственных образовательных стандартов. Для формирования финансовой грамотности у дошколят компания выпускает линейку методических комплексов, состоящих из атрибутики для дидактических игр «Магазин», сенсорной панели в оформлении «банкомат» и программного обеспечения на тему финансовой грамотности.

Атрибутика «Магазина» включает киоск, кассу, тележку и карточки продуктов. А также макеты денег, банковских карт, кошельки и наборы для групповых игр. Специальное программное обеспечение «АЛМА Финансовая грамотность для детских садов» состоит из 4 тематических блоков, подкреплённых анимационными фильмами, и 10 обучающих интерактивных игр для детских садов.

Программное обеспечение и методический курс занятий разработаны с учетом нормативов Центрального Банка РФ. Благодаря наглядности и большому количеству игровой занимательной практики малыши легко освоят тему финансов.


Патриотическое воспитание для дошкольников

С 2023 года нравственно-патриотическая направленность воспитательной деятельности должна реализоваться с детского сада. Патриотическое воспитание для дошкольников это:

  • Воспитание у ребят любви и привязанности к своей семье, городу, краю, стране.
  • Знакомство с историей родного края, его природой, географией, традициями, достопримечательностями, выдающимися личностями и их достижениями.
  • Развитие бережного отношения к культуре и родному языку.
  • Формирование чувства ответственности за сохранение природного и исторического наследства.

Компания «АЛМА» разработала комплекс образовательных решений для патриотического воспитания дошкольников — это стенды, дидактические и декоративные панели, уголки патриотического воспитания и интерактивные панели с программным обеспечением патриотической направленности.

В образовательном решении «Региональный компонент» особое внимание уделяется изучению истории родного края, его географии, культуры, традиций, родного языка и выдающихся личностей, внёсших значительный вклад в развитие региона.

Технологичная интерактивная панель снабжена уникальным программным обеспечением, разработанным специально под нужды и образовательные запросы отдельного края, округа, республики. Вы можете заказать IT-продукты компании «АЛМА» для своего региона.




Школьное образование

В школьном образовании в 2023 и в ближайшие годы будут происходить более значительные и многочисленные изменения.

Новые школы

В 2023–2024 году третьи смены на территории Российской Федерации должны кануть в лету, также школьное образование для младших и средних классов должно постепенно перейти на пятидневную учебную неделю, для этого предполагается строительство ещё порядка 1300 новых школ.

Пятидневка

Актуальный СанПиН предписывает нам следующие правила: для первоклассников обязательна пятидневка и обучение в первую смену, для детей с ОВЗ также не допускается шестидневная учебная неделя, для всех остальных категорий учащихся запрещается использовать «нулевой» урок.

Шестидневная рабочая неделя создаёт следующие проблемы:

  • Для родителей дополнительные заботы по отправке детей в школу, невозможность планировать семейный отдых.
  • Отсутствие у детей свободных выходных, ведь в субботу занятия, а воскресенье надо делать уроки.
  • Перегруженность школьной программы предметами внеурочной деятельности, переутомление детей, и, как следствие, снижение продуктивности обучения.

Новые школы также помогут решить эту задачу. Для перехода на пятидневку должен быть родительский запрос и, самое главное, достаточное количество педагогов, чтобы свести расписание к 5-дневному графику.

Для учеников старших классов и ряда учебных заведений (лицеи и гимназии) углубленного изучения предметов может остаться 6-дневная неделя, потому что программа не позволяет вместить количество учебных часов в пятидневку.

Продлёнка

В 2023 году каждое школьное учреждение будет устанавливать график групп продлённого дня (ГПД) самостоятельно, учитывая запросы родителей и возможности педагогического коллектива. Региональные бюджеты могут финансировать продлёнку частично или полностью, что должно снизить финансовую нагрузку на родителей.

Продлёнка организуется для 1–4 классов с целью:

  • устройства внеурочной занятости детей, занятий по интересам,
  • воспитательной работы и культурных мероприятий,
  • выполнения домашнего задания и обучения ребят самоподготовке.

Режим дня обязательно включает прогулки на свежем воздухе не менее часа, школьное питание, физическую активность и спортивные игры.

Стоимость услуг пребывания ребёнка в ГПД устанавливается каждой школой индивидуально. Всё зависит от субсидирования из регионального бюджета и перечня услуг, которые оказывает образовательное учреждение. Вся информация должна быть в доступе для ознакомления родителей.

Новые ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты 3-го поколения начали действовать с сентября 2022 года. Первыми на них перейдут учащиеся 1–5 классов.

Основными отличиями ФГОС III стали:

  • Конкретизация требований к предметным знаниям. Теперь учителя понимают, какие результаты должны быть у воспитанников по основным школьным предметам.
  • Введение понятия «функциональная грамотность». Акцент на развитие «мягких» метапредметных навыков.
  • Отмена второго иностранного (или родного) языка, как обязательного предмета. Его могут включить в программу по желанию родителей, как и преподавание шахмат.
  • Единство обучения и воспитания.
  • Фокусировка на приобретение практических навыков.
  • Введение патриотического воспитания.

Упор на изучение истории

Народ, не знающий своей истории, обречён повторять ошибки прошлого. Чтобы страна и общество позитивно развивались, необходимо уделять внимание изучению истории, для этого:

  • С 1-го класса вводится изучение истории в пределах уже имеющихся в расписании предметов.
  • Школьная программа по истории дополнится киноуроками, где исторические темы для детей раскрываются более интересно и наглядно.
  • Для учеников средней и старшей школы количество часов на изучение истории увеличится.
  • Для понимания современных событий в жизни страны для старшеклассников вводится дополнительный урок новейшей истории.


Программа воспитательной деятельности

ФГОС III предполагает единство учебной и воспитательной деятельности, осуществляемое совместно с родителями и другими институтами воспитания. Личностное развитие школьников будет вестись по следующим направлениям:

  • гражданско-патриотическое,
  • духовно-нравственное,
  • эстетическое,
  • физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия,
  • трудовое,
  • экологическое,
  • ценности научного познания.

Для реализации новой программы воспитания планируется:

  • Обновлённый план школьных уроков и классного руководства,
  • Создание обучающей предметно-пространственной среды,
  • Внешкольные и внеурочные мероприятия,
  • Формирование школьных традиций, таких как еженедельный подъём флага лучшими учениками школы,
  • Введение классного часа «Разговоры о важном».

Патриотическое воспитание для школьников

Программа патриотического воспитания для школьников расширяется, вводится час внеурочной нагрузки «Разговоры о важном», в каждом предмете школьной программы рекомендуется делать упор на русский/российский вклад, выдающихся людей и их достижения. Даже при изучении английского языка ученик, в первую очередь, должен уметь рассказать о своей стране, культуре и традициях.

В понятие гражданско-патриотического воспитания вкладывается:

  • Формирование у учащихся российской гражданской идентичности, интерес к истории и культуре страны и родного края, уважение к родному языку и традициям.
  • Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию.
  • Понимание прав и обязанностей гражданина, уважение прав, свобод и законных интересов других людей.
  • Неприятие любых форм экстремизма и дискриминации, развитие собственного национального достоинства и толерантного отношения к другим народам России.
  • Понимание роли различных социальных институтов в жизни человека, развитие личностных и духовно-нравственных ценностей.

Для школьников компания «АЛМА» разработала стенд и интерактивную панель патриотического воспитания «Родина моя». Стенд содержит основную символику РФ и пустые акриловые рамки для размещения символики региона и города. Пустые пробковые панели послужат для размещения творческих работ учащихся.

Интерактивная сенсорная панель также оформлена символикой РФ и имеет программное обеспечение с простым и удобным конструктором для создания патриотического контента, будь то карта России и региона, достопримечательности и знаковые места малой и большой Родины, национальные и государственные праздники, информация о героях ВОВ и знаменитых людях, сделавших вклад в науку и культуру страны, и прочее.


Финансовая грамотность для школьников

Элементы финансовой грамотности вводятся в такие школьные предметы, как «Окружающий мир», «Обществознание», «Математика», «География». При наличии внеурочных часов и квалифицированных преподавателей может быть выделена отдельная дисциплина.

Что вкладывается в понятие финансовой грамотности для школьников:

  • понимание доходов и расходов семьи, умение составлять личный финансовый план;
  • освоение навыков безопасного совершения финансовых операций, в том числе в Интернете;
  • знание и избегание недобросовестных финансовых практик: финансовых пирамид, кибермошенничества, псевдоброкерских контор и прочее;
  • составление и заполнение заявлений, деклараций, доверенностей и других документов, в том числе в электронном виде;
  • ориентация в современных банковских продуктах, умение инвестировать;
  • составление бизнес-плана и оценка рисков предпринимательской деятельности;
  • расчёт налогов для физических лиц и коммерческих организаций.

Компанией «АЛМА» при информационной поддержке Центробанка РФ разработано программное обеспечение «АЛМА Финансовая грамотность для школ». ПО отвечает требованиям финансовой дисциплины для детей младшего и среднего школьного возраста (7–12 лет).

Структура ПО имеет 4 блока сложности и построена с учётом возрастных особенностей детей: сначала идёт введение, затем начальный, основной и продвинутый уровни. В каждом блоке есть и теория, анимация и большое количество практических упражнений в виде экономических игр, задач, загадок, головоломок и кроссвордов. Более взрослые дети поработают с графиками, анализом банковских предложений и предпринимательских рисков.

Для работы с программным обеспечением у «АЛМА» есть тематически оформленные сенсорные панели диагональю 32 и 55 дюймов, также его можно установить на интерактивные столы и школьные компьютеры.


Аттестация учителей по-новому

Обязательная аттестация учителей в 2023 году будет проходить по новым правилам. Теперь она касается выпускников вузов, претендующих на должность учителя, и учителей, подтверждающих соответствие должности.

Педагог, имеющий заметные достижения в профессиональной деятельности, может сам подать на аттестацию и получить повышение категории. Нет зависимости от стажа работы, продвижение по карьерной лестнице теперь зависит от качества работы преподавателя и его личностных успехов.


Цифровизация образования

Цифровизация затрагивает все сферы жизни человека, промышленность и экономику, поэтому школьная система образования тоже меняется под влиянием перемен, чтобы выпускать молодое поколение граждан, конкурентоспособное на рынке труда, владеющее современными цифровыми и мультимедийными технологиями.

В России есть несколько направлений создания «Цифровой образовательной среды» в рамках национального проекта «Образование», и все они должны развиваться в едином взаимодействии друг с другом:

  • Развитие материальной инфраструктуры, оснащение учебных заведений современным технологическим оборудованием, создание новых цифровых сервисов.
  • Внедрение цифровых технологий в обучение школьников. Это ведение учебно-методического процесса с использованием интернета, интерактивных технологий, дополненной реальности, искусственного интеллекта, нейросетей и прочих возможностей современного цифрового мира.
  • Постепенный отказ от бумажных документов, упрощение организационных задач и ведения отчётности для педагогов.
  • Развитие системы универсальной идентификации учащегося.
  • Разработка новых систем управления обучением (СУО). Это значимый элемент дистанционного образования, ведь это позволит обеспечить равный и свободный доступ детей к учебной программе, а также гибкость обучения.
  • Расширение компетенций преподавательского состава в сфере цифровых технологий.

До недавнего времени цифровизацией было охвачено лишь 15 регионов России, но уже в 2023 году планируется оснастить более 2000 классов в 50 регионах страны современной техникой:

  • интерактивными досками и панелями;
  • оборудованием для организации медиазон;
  • 3D-принтерами и программным софтом для моделирования;
  • роботизированными конструкторами с микросхемами и возможностью программирования;
  • VR-очками для создания дополненной и виртуальной реальности;
  • лабораториями и приборами для проведения научных экспериментов.

Цифровая дидактика – это новое понятие в системе образования, но она будет только развиваться, основываясь на ключевых принципах классической образовательной науки и адаптируясь к новым цифровым реалиям.

«АЛМА» поддерживает прогресс и инновации в образовании, поэтому у нас представлен широкий выбор современных интерактивных решений для школ и других образовательных учреждений, это:

  • Интерактивные доски для школ «Фибоначчи», сочетающие классическую магнитно-меловую или магнитно-маркерную поверхность и огромный сенсорный монитор с multi-touch поверхностью и встроенным высокопроизводительным компьютером, позволяющим реализовать новейшие цифровые методы преподавания.
  • Интерактивные панели и столы. На них можно устанавливать обучающее программное обеспечение и вести как индивидуальные, так и групповые занятия.
  • Методические интерактивные комплексы (МИК). Сочетают в себе классический дидактический подход и применение современных интерактивных технологий. В линейке «АЛМА» есть МИК для детских садов и младших классов школы по изучению детьми ПДД, английского языка, экологии, географии, финансовой грамотности.
  • Для упрощения отчётности и повышения эффективности работы таких детских специалистов, как логопед и психолог, наша компания создала программное обеспечение для логопеда «Звукоречье» и «Профиль психолога АЛМА». Они устанавливаются на компьютер или другой электронный гаджет и повышают интерес и мотивацию ребёнка к занятиям.
  • В дополнение к программному обеспечению для комплексного оснащения кабинетов психолога и логопеда в «АЛМА» созданы комплекты современного оборудования, отвечающие актуальным запросам практикующих специалистов, нормативам СанПиН и требованиям современных государственных стандартов.

Обратитесь к нашему специалисту с помощью онлайн-чата или бесплатного телефонного звонка, и компания «АЛМА» подберёт для вас лучшее образовательное решение под ваши задачи!


Текст: Тамара Терехова