В России сейчас около миллиона детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В большинстве случаев (60-80%) эти ограничения связаны с проблемами, возникшими еще до рождения, а 20% - это последствия инфекций. То есть, часто дети рождаются с нарушениями, которые важно вовремя обнаружить, диагностировать и принять необходимые меры.
Ранняя комплексная помощь помогает детям развиваться, поддерживать здоровье и успешно социализироваться: включаться в образовательный процесс и в дальнейшем интегрироваться в общество.
Развитие ранней помощи в Российской Федерации необходимо и происходит в соответствии с положениями Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка. Эти документы требуют создания комфортной и доброжелательной среды для жизни, а также обеспечения доступности и качества дошкольного образования для следующих категорий детей:
- детей-инвалидов;
- детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих статуса ребенка-инвалида;
- детей из групп риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- детей, находящихся в социально опасном положении.
Ранняя помощь включает в себя комплекс услуг для детей от 0 до 3 лет, которые имеют риск отставания или нарушения в развитии, и для их семей. Эти услуги направлены на:
- содействие физическому и психическому развитию детей;
- увеличение активности ребенка в привычной для него среде;
- повышение родительской компетенции в вопросах развития ребенка.
Предоставляемая на самых ранних этапах жизни ребенка, она играет решающую роль в улучшении качества жизни как детей, так и их семей. Однако, несмотря на необходимость и очевидные преимущества, многие учреждения все еще не оснащены специализированными комнатами и службами ранней помощи для детей.
Основные задачи специалистов ранней помощи:
- Оценка развития и обследование детей с нарушениями (или риском нарушений) с психологической и педагогической точек зрения.
- Предоставление комплексной помощи в коррекции и развитии детей с нарушениями (или риском нарушений) и поддержка их семей с психологической и педагогической стороны.
- Помощь детям с нарушениями (или риском нарушений) в адаптации, социализации и интеграции в общество.
- Вовлечение родителей (или законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка.
- Обучение родителей (или законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми, у которых есть нарушения развития (или риск таковых).
- Помощь в определении оптимального пути образования для ребенка в дальнейшем.
Что дает ранняя помощь ребенку и его семье?
Важность ранней помощи для детей в возрасте от рождения до трех лет трудно переоценить. В этот период формируются основы здоровья и развития, и любые проблемы, не решенные на ранней стадии, могут оказать долгосрочное воздействие на жизнь ребенка.
Предупреждение и лечение различных заболеваний и состояний
Ранняя помощь позволяет выявлять и лечить медицинские проблемы еще на начальных стадиях и предотвращать их дальнейшее развитие. Это особенно важно для детей, у которых могут быть скрытые или неочевидные заболевания, требующие специализированного вмешательства.
Оптимизация физического и психического развития
Специализированная помощь предоставляет возможность для выявления и коррекции отклонений в физическом и психическом развитии у детей. Это важно для предотвращения возможных задержек в развитии и обеспечения оптимальных условий для роста и формирования.
Поддержка семьи и родителей
Ранняя помощь включает в себя не только медицинское вмешательство, но и социальную поддержку для семьи и родителей. Программы могут включать в себя консультации по вопросам ухода за ребенком, психологическую поддержку, а также информационную помощь о доступных ресурсах и услугах.
Снижение риска осложнений и инвалидизации
Своевременное обнаружение и лечение медицинских проблем помогает снизить риск возникновения осложнений и последствий, которые могут привести к инвалидизации или ухудшению качества жизни в будущем.
Рекомендации по организации специализированных комнат и служб ранней помощи
Планирование и организация пространства
Необходимо разработать оптимальную концепцию пространства, учитывающую потребности детей и их родителей. Комнаты ранней помощи должны быть оборудованы современным оборудованием, а также предусмотреть зоны для игр и отдыха.
Обучение и подготовка персонала
Персонал, работающий в комнатах и службах ранней помощи, должен иметь специальную подготовку и квалификацию в области педиатрии, логопедии, психологии, психиатрии, коррекционной педагогике и раннего детского развития. Постоянное обучение и повышение квалификации помогут обеспечить высокий уровень профессионализма и эффективность работы.
Внедрение современных технологий
Использование современных медицинских и информационных технологий позволит оптимизировать процессы оказания помощи и улучшить взаимодействие между специалистами и семьями. Необходимое программное обеспечение, электронные медицинские карты и другие инновационные подходы могут значительно увеличить эффективность работы специалистов.
Сотрудничество с другими организациями и учреждениями
Для достижения лучшего результата при решении проблем каждого отдельного ребенка стоит установить сотрудничество и партнерство с другими медицинскими учреждениями, центрами раннего развития, образовательными учреждениями и общественными организациями. Обмен опытом и ресурсами поможет обеспечить всеобъемлющий подход к оказанию помощи детям и их семьям.
Внимание к потребностям семей
Необходимо предоставить семьям информацию о доступных услугах, поддержке и ресурсах, а также обеспечить психологическую поддержку и консультации по вопросам ухода за ребенком. Создание дружественной и поддерживающей атмосферы поможет родителям и ребенку чувствовать себя комфортно и уверенно.
Оценка и улучшение качества услуг
Необходимо регулярно проводить оценку качества предоставляемых услуг и осуществлять корректировку программ и методик работы в соответствии с потребностями детей и их семей. Обратная связь от пользователей поможет выявить проблемные моменты и внести необходимые изменения для повышения удовлетворенности.
Внедрение этих рекомендаций поможет обеспечить высокий уровень качества и доступность ранней помощи, что в конечном итоге приведет к улучшению здоровья и благополучия детей и их семей.
Что должно быть в кабинете ранней помощи?
Кабинет должен быть удобен всем трем сторонам процесса - специалисту, родителю и ребенку. В помещении должны быть предусмотрены специальные условия и оборудование, соответствующие потребностям этой возрастной группы.
- Стол и стульчики;
- Раковина для мытья рук
- Шкафы и полки для игрушек и методических материалов;
- Зеркало;
- Низкие табуретки для взрослых;
- Стеллажи и контейнеры для игрушек;
- Мягкие маты
Желательно, чтобы была хотя бы небольшая игровая зона для того, чтобы можно было занять ребенка в период ожидания специалиста и во время его общения с родителем.
Компания АЛМА предлагает оснащение кабинетов ранней помощи в учреждениях
Мы создаем благоприятную среду для компенсации нарушений, реабилитации и абилитации детей. С нашей материально-методической поддержкой специалисты смогут эффективно решать важные задачи.
Весь кабинет создан с учетом потребностей малышей и специалистов, а цвета и оформление подобраны так, чтобы не создавать визуальный шум и эмоциональное напряжение.
В кабинете оборудована детская игровая зона с горкой и деревянными домиками-модулями. Есть полки и шкафы для хранения игрушек, методических пособий и необходимых вещей, растущие стол и стульчики, настраиваемые под рост ребенка. Настенные панели решают не только декоративные, но и функциональные задачи - тактильная доска для сенсорного развития, коврограф для размещения информационного материала, а зеркальная панель для развития собственного самоощущения.
Все оборудование и мебель изготовлены из экологичных и качественных материалов, обеспечивающих безопасность, долговечность и соответствие нормативам СанПиН и требованиям в области образования - ФГОС, ФАОП.