Финансовая грамотность для детей

17 августа 2022
Финансовая грамотность для детей

1. Что такое финансовая грамотность?

2.Как научить ребёнка финансовой грамотности?

3.Финансовая грамотность для дошкольников (3-6 лет)

4. Финансовая грамотность для детей младшего школьного возраста (7-11 лет)

5. Финансовая грамотность для детей среднего школьного возраста (11-14 лет)

6. Финансовая грамотность для подростков (14-17 лет)





1. Что такое финансовая грамотность?

Финансовая грамотность – это знания о том, что такое деньги и как с ними обращаться, как работает экономика и различные финансовые инструменты. В современном мире обучение детей финансовой грамотности – ключевая задача для обеспечения их успешного будущего.

Финансово грамотный человек:

   ► Умеет планировать бюджет, жить по средствам, делать накопления.

   ► Знает, что такое кредиты и вклады, как вычисляется процентная ставка, сложные проценты, тело долга.

   ► Избегает опасных финансовых схем: микрозаймов, финансовых пирамид, псевдоброкерских контор, кибермошенничества.

   ► Умеет грамотно инвестировать, диверсифицировать риски, изучать и использовать новые финансовые инструменты.

Финансово подкованный человек не всегда может зарабатывать миллионы, но он грамотно распоряжается тем, что у него есть. Не живёт в долг от зарплаты до зарплаты, не выплачивает бешеные проценты банкам и не скрывается от коллекторов.

2. Как научить ребёнка финансовой грамотности?

Обучение финансовой грамотности должно соответствовать возрасту ребёнка. Оно стартует примерно с трёх лет и начинается с объяснений малышу, почему нельзя брать товары в магазине просто так. Что за них нужно платить деньги. А чтобы их заработать, родители ходят на работу.

Постепенно знания ребёнка расширяются, подключаются игры, мультфильмы, книги, карманные деньги и специальные программы обучения финансам. Ниже подробнее рассмотрим каждую возрастную категорию.

3. Финансовая грамотность для дошкольников (3-6 лет)

В этом возрасте дети должны узнать, откуда в семье берутся деньги, и на что их приходится тратить. Родители рассказывают, чем они занимаются на работе. Что такое профессия, и какие профессии существуют. Ребёнок должен понять, что деньги достаются через труд.

Также в основы финансовой грамотности дошколят входит:

Мультфильмы по финансовой грамотности. Просмотр мультиков про финансы и обсуждение их с родителями или педагогами в детском саду в доступной форме помогает малышам понять базовые принципы денежного мира. Например, «Азбука денег. Уроки тётушки Совы», серии «Смешариков» (Золотое яблоко, Благородное дело, Золушка, Кактус в мешке, Чёрный день, Лучший из лучших, на всякий случай), серии «Фиксиков» («История вещей - деньги», «Как делают деньги», «Деньги»), «Три кота. Поход в магазин».

Книги про финансы. Даже для дошколят существуют книги по финансовой грамотности, читайте их детям медленно и обсуждайте героев и ситуации. Пусть малыши вдумчиво воспринимают информацию. Елена Ульева «Финансовая грамотность в сказках. История монетки», Бодо Шефер «Пёс по имени Мани», Татьяна Попова, Анастасия Булавкина «Волшебный банкомат. Детям об экономике», Энид Блайтон «Приключения Нодди в игрушечном городе».


АЛМА Финансовая грамотность

Игры по финансовой грамотности. Хорошо помогают изучить мир денежных отношений игры в «магазин». Продавать можно всё, что угодно: детские игрушки, домашнюю посуду и утварь, камешки и фантики от конфет - детская фантазия безгранична. Можно выдавать детям монетки, чтобы они учились их считать, сортировать по размеру и номиналу. Бумажные купюры можно заменить листиками, или  нарисовать их вместе с детьми. Заодно родителям можно объяснить, что такое фальшивые деньги, и почему это наказуемо.

В детских садах для таких целей может быть специализированное оборудование для игр - кассы, прилавки, товары, корзинки. Например, методический комплекс "АЛМА Финансовая грамотность". В нём есть всё, чтобы малыши от 3 до 6 лет успешно постигали основы финансовой грамотности и обращения с деньгами. Это детский киоск «Магазин» с кассой, тележкой и продуктами, макеты денег, пластиковые карты, копилки и кошельки.


4. Финансовая грамотность для детей младшего школьного возраста (7-11 лет)

Книги про финансы. Сергей Федин «Финансовая грамотность», Джерри Бейли, Фелиция Ло «Твои деньги», Евгения Блискавка «Дети и деньги», финансовая грамотность для детей от мобайликов «Обращайся с деньгами правильно».

Карманные деньги. Если для дошкольников карманные деньги – это приятный бонус, то для школьников они являются необходимостью. Многие ребята самостоятельно добираются до школы на общественном транспорте, покупают обеды, перекусы и канцелярские принадлежности. Оговорите фиксированную сумму, которую будете выдавать один раз в неделю. 

Не надо наказывать лишением карманных денег, но и поощрять за выполнение домашних заданий тоже не нужно. Домашние задания – это обязанность школьника, и ребёнок должен привыкать к этой работе. А вот за участие в олимпиадах, соревнованиях, внешкольных проектах – премировать можно! Это сверхусилия, они превосходят средний уровень и не обязательны для ребёнка, однако, если он их совершает и получает результат – он молодец и достоин награды.

Вовлечение в финансовую жизнь. Берите детей в банк, когда идёте решать какие-то вопросы, показывайте, как пользоваться банкоматом. В этом возрасте дети должны знать, что деньги из банкомата не выдаются волшебным образом, их туда кладут родители и получают ровно столько, сколько положили.

Обсуждайте с детьми денежные вопросы семьи. В детстве кажется, что если семейный бюджет 100 тыс. рублей, то через три месяца у вас уже будет 300 тыс. А через год миллион! Объясняйте ребёнку, что есть обязательные траты: коммунальные платежи, траты на еду, одежду, бытовую химию, бензин, страховки, налоги, накопления, здоровье и лекарства – и только после их уплаты остаются деньги на развлечения.

Копилка или детская карта. Заведите ребёнку копилку или детскую банковскую карту, такие есть у многих банков, например, СберKids, Tinkoff Junior, Райффайзен-Start. В них родители могут наблюдать за потоком денежных средств и видеть, куда ребёнок их тратит. Откладывайте в копилку или на карту подарки от родственников и детские сбережения из карманных денег. Обсуждайте, сколько ещё нужно копить, чтобы позволить себе то, что он хочет.

Помогайте советом, но не запрещайте ему тратить свои деньги на бесполезные или некачественные вещи, которые вам не нравятся. Позвольте ребёнку самому ошибаться и делать выводы. Этот опыт лучше приобрести в детстве, чем совершать более серьёзные ошибки уже во взрослом возрасте.

Настольные и интерактивные игры. Очень полезно для развития финансового мышления играть с детьми в настольные экономические игры. Поиграйте в «Продано», «Час расплаты» или знаменитую «Монополию». Это не только учит детей пониманию мира денег, но и объединяет семью за общим интересным занятием.

Программы финансовой грамотности, разработанные для интерактивных панелей, компьютеров и планшетов, ребёнок может изучать дома, а также в детском саду или школе. Специализированное программное обеспечение по финансовой грамотности есть, к примеру, у компании АЛМА.

АЛМА Банкомат

Сенсорная интерактивная панель «АЛМА Банкомат» оформлена в стиле банкомата. В увлекательном игровом формате дети могут изучить 4 блока заданий на тему финансовой грамотности, а потом закрепить знания в 10 интерактивных играх, подходящих для возраста от 4 до 10 лет.

Методический интерактивный комплекс «АЛМА Финансовый гений» помимо панели-банкомата дополнен детским киоском «АЛМА Магазин», кассой, тележкой и продуктами. Дети могут играть в магазин, расплачиваясь игровыми купюрами и пластиковыми картами.

Сенсорные экраны считывают до 10 одновременных касаний, поэтому заниматься с "АЛМА банкоматом" могут сразу несколько детей. Они не только будут повышать знания о финансах, но и учиться общению и взаимовыгодному сотрудничеству, где каждый помогает друг другу для достижения цели.


5. Финансовая грамотность для детей среднего школьного возраста (11-14 лет)

Книги по финансовой грамотности. Сергей Биденко и Ирина Золотаревич «Финансовые истории для подростков», Игорь Липсиц «Удивительные приключения в стране Экономика», Федоренко, Хайлов «История денег», Роберт Кийосаки «Богатый ребёнок, умный ребёнок», Джеймс Маккена, Джанин Глайста «Твой первый миллион», Юлия Кузнецова, трилогия «Первая работа».

Ребёнок уже может проходить такие темы, как кредиты и вклады, чем отличаются финансовые инвестиции от финансовых пирамид, как уберечься от кибермошенничества, что такое инфляция, зачем страховать имущество и здоровье, как сформировать «подушку безопасности». Обо всём этом можно прочитать в вышеперечисленных книгах.

Карманные деньги. Выдавайте карманные деньги сразу на месяц. Обговорите с ребёнком, что такое планирование бюджета. Пусть он сам старается распределить карманные деньги на весь срок.

Если деньги кончаются раньше, то следует потренироваться в планировании вместе с ребёнком. И обязательно соблюдайте последствия, которые идут за нарушение договорённостей. Если ребёнок постоянно тратит всё выдаваемое раньше срока, то не помогайте ему, тяжело вздыхая и подкидывая денег. Оплатите сами всё необходимое, типа проездного в транспорте и обедов, но остальное должно быть под запретом до следующего месяца. Иначе ребёнок ничего не усвоит.

Настольные и интерактивные игры. Если игра в «Монополию» уже освоена вашим ребёнком, то выберите усложнённые или альтернативные варианты. Поиграйте в «Миллионер», «Миллиардер», «Стартап», «Денежный поток», «Libertex», «Капитал», «Антимонополия». Благодаря им дети узнают, что такое дивиденды и налоги, как побеждать конкурентов в бизнесе, как стартап превратить в финансовую империю.

ПО "АЛМА Финансовая грамотность для школ"

Для школьников есть программное обеспечение «АЛМА Финансовая грамотность для школ», его можно установить на сенсорные интерактивные панели, доски или столы. Например, интерактивный стол Super Nova. В «АЛМА Финансовая грамотность для школ» более 100 аналитических и творческих задач разделены на 4 блока: начальный, средний, старший, продвинутый. Дети проходят программу, исходя из своего уровня знаний. А закрепить их помогают видеоролики к каждому разделу программы и множество интересных игр, викторин, головоломок и загадок.

В обучающую программу включены такие разделы, как: расходы семьи, карманные деньги, стоимость товаров, собственное дело, планирование бюджета, мошенники, осознанные покупки, настоящие и фальшивые деньги, инвестирование денег, оценка рисков, внимательный покупатель, семейные накопления, деньги стран мира.


6. Финансовая грамотность для подростков (14-17 лет)

Книги по финансовой грамотности. Роберт Кийосаки «Богатый папа, бедный папа», Алексей Горяев и Валерия Чумаченко «Финансовая грамотность для школьников», Кетрин Бейтман «Юный инвестор», Майкл Гудвин, Дэвид Бах, Джоэл Бакан «Экономикс», Владимир Никишин «Деньги», Энтони Робинс «Деньги. Мастер игры».

Карманные деньги. С каждым годом взросления сумма карманных денег должна увеличиваться. В подростковом возрасте ребёнку уже можно доверить не только проезд, обеды и телефонную связь, но и покупку одежды, обуви, канцелярии. Выдавайте определённую сумму в месяц, обговаривая потребности. А потом смотрите, как ребёнок её тратит.

Очень сложно не контролировать каждый шаг и смотреть, как деньги уходят на непонятные вам вещи. Но если не давать самостоятельности, то шишки ваш отпрыск будет набивать, когда уже выпорхнет из родительского гнезда, и они могут быть гораздо более серьёзными, чем потраченная на какой-нибудь симпл-димпл тысяча.

Для рациональных трат составьте финансовый план на год. Распишите расходы и доходы, заведите финансовое приложение в телефоне для помощи в анализе трат и накоплений. В этом возрасте у детей уже появляются крупные цели: хороший велосипед, гироскутер, телефон, поездка заграницу в языковой лагерь или запись собственной песни в студии. Помогите ребёнку поверить в себя, проанализировав с ним все шаги до исполнения мечты.

Курсы и подработка. С 14 лет у детей уже появляются возможности подработки. Ничто так не научит бережному отношению к труду, как собственноручно заработанные деньги.

На каникулах можно обращаться в отдел по делам молодёжи вашего города, там могут быть вакансии для подростков. Можно устроиться официантом в летнее кафе, курьером в офис или службу доставки, а можно искать подработку в интернете. Сейчас там гораздо больше возможностей для подростков. Это и ведение аккаунтов в соцсетях, и копирайтинг, и разработка приложений для телефона, и другие диджитал-профессии, которым можно обучиться на специальных курсах.

Только выбирайте курсы грамотно, читайте и смотрите отзывы, государственную аккредитацию, бесплатные вводные уроки. Также неплохо вместе с ребёнком обсудить вопрос, почему не стоит доверять «миллионерам» в соцсетях и «мамочкам в декрете», которые научат получать доход за 2 часа в день.

Вовлечение в финансовую жизнь семьи. В подростковом возрасте уже можно привлекать ребёнка к обсуждению крупных семейных покупок. Например, дорогостоящей техники или автомобиля. Оцените предложения банков по автокредитованию, где выгоднее условия и меньше переплата. Расскажите, что такое трейд-ин, и что нельзя забывать про страховку.

Сделайте ребёнка ответственным за покупку продуктов, бытовой химии, снятие и передачу показаний счётчиков – все эти рутины помогут вашему отпрыску адаптироваться во взрослой жизни, и для него уже не будет сюрпризом, что на питание уходит приличная сумма денег, и коммунальные услуги неизбежно съедают часть доходов.

Финансовое образование для родителей. Учитесь вместе с ребёнком, повышайте свою финансовую грамотность, ведь мир не стоит на месте. Появляются новые финансовые инструменты и новые деньги, такие как криптовалюта. Да и мошенники не дремлют, придумывая новые схемы отъёма денег у населения.

Посмотрите с ребёнком программы по новейшей истории финансовых пирамид: «МММ», «Финико», «Кешбери», FrendeX и других. Разберите, почему казалось бы взрослые люди несут в эти сомнительные конторы последние деньги, и чем это кончается. Какие есть признаки финансовых пирамид и что должно насторожить человека, когда ему предлагают какой-либо финансовый инструмент. Если у вас самих был печальный опыт, поделитесь с ребёнком вынесенными уроками – это будет самым значимым аргументом.

Дети неосознанно копируют финансовую модель родительской семьи, и если в ней нерационально подходили к бюджету, тратили больше, чем зарабатывали, погрязли в долгах или микрозаймах, то велика вероятность, что ребёнок повторит ваши ошибки.

Если в семье транслируются установки, что «деньги достаются потом и кровью», «хорошо зарабатывать могут только воры и бандиты», «не жили богато – нечего и начинать», то у ребёнка мало шансов стать по-настоящему финансово успешным. Смотрите лекции и читайте книги, меняйте мышление и действуйте, внедряя новые подходы в жизнь. 

Финансовая грамотность — основа экономического благополучия человека. Если развивать её с малых лет с помощью книг, программ и игр, показывать ребёнку успешный опыт родителей и современных предпринимателей, давать ему практиковаться в управлении собственными деньгами — сначала незначительными, а потом всё более весомыми — то есть хорошая вероятность преуспеть в жизни. А ведь это то, что желают своему чаду все родители.