Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ: принципы формирования, безопасность и критерии оценки

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ: принципы формирования, безопасность и критерии оценки

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – специально организованное пространство для развития, эмоционального благополучия, охраны и укрепления здоровья детей, учитывающее детские физические и психологические особенности разных возрастов и возможность их коррекции: это помещения, оборудование, электронные образовательные материалы и инвентарь для игр и занятий. РППС – важная основа для организации безопасного, комфортного пребывания детей в ДОУ. 

Создание РППС в ДОУ построено на принципе продуктивного взаимодействия детей и  взрослых: среда должна быть направлена на раскрытие потенциала каждого ребёнка, учитывать интересы дошкольников и обеспечивать их гармоничное развитие. Также предметно-пространственная среда в ДОУ должна поддерживать мотивацию для труда и профессионального роста педагогов, быть открытой для родителей и стимулировать их вовлечённость в образовательный процесс.

По ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна создавать основу для полноценной реализации образовательного и воспитательного потенциала у ребёнка, а также обеспечивать:

  • Поддержание образовательных навыков и укрепление, в соответствии с возрастными особенностями и способностями каждого ребенка, состоянием его здоровья.
  • Укрепление и поддержку психического и физического здоровья.
  • Организацию индивидуального процесса обучения, основанного на свободном выборе видов занятий, материалов для них, разновидностей игр и предпочтений в общении.
  • Формирование и поддержание позитивной самооценки, уверенность в навыках и способностях у ребёнка.
  • Создание условий, равных для каждого воспитанника, независимо от состояния здоровья, возраста, национальности, культурных и религиозных особенностей, принадлежности к тому или иному социальному слою.
  • Обеспечение возможности свободного знакомства с историческими и культурными традициями не только страны, но и регионального значения в месте проживания.
  • Сохранение традиций многонационального разнообразия народов России.
  • Формирование нравственных ценностей, поддержание чувства патриотизма у детей с раннего возраста.
  • Поддержание семейных традиционных ценностей.


«Народы России» коллекция разборных кукол в национальных костюмах


Принципы создания РППС по ФГОС

Развивающая предметно-пространственная среда – это открытая система, которой присущи функции воспитания, стимулирования и развития. Она не является статичной, должна меняться, в зависимости от возраста воспитанников и быть:

Безопасной: это первоочередное требование, благодаря чему дети защищены от возникновения неприятных и рискованных ситуаций. При этом требования безопасности касаются не только жизни и здоровья детей, но и санитарно-эпидемиологического, противопожарного регламента всех помещений ДОО.

Многофункциональной: чтобы дети имели возможность проводить разные занятия и участвовать в активностях. Например, она может включать ширмы, мягкую мебель, спортивные маты, всевозможные интерактивные системы.

Изменяемой: корректироваться с учётом образовательного направления. К примеру, используя специальные интерактивные доски, можно проводить игровые занятия и уроки для развития.

Комплексной: содержать различные средства для развития, обучения, организации игровых процессов, занятий спортом, проведения оздоровительных мероприятий. Дети должны иметь возможность развиваться, заниматься творчеством, проводить «эксперименты», беспрепятственно двигаться в группах и на открытом воздухе, самовыражаться.

Доступной: чтобы все дети, независимо от состояния здоровья могли пользоваться предметным окружением, игрушками, участвовать в разных видах деятельности.

Вариативной:  в любом дошкольном учреждении должны быть ситуативные зоны, чтобы дети могли менять активные занятия на отдых, развиваться и играть. Обязательно необходимо предусматривать смену игровых материалов, окружающих предметов.

Сбалансированной: сочетать традиционные предметы и современное оснащение для полноценного и всестороннего развития. С таким подходом стандартное обучение и пребывание в детском саду намного интереснее, привлекает внимание детей и повышает эффективность дошкольного образования.

Информативной и понятной: чтобы дети разного возраста, способностей не испытывали затруднений в процессе игр, занятий, творчества и других видов деятельности.

Разнообразной: формировать пространственное окружение необходимо с ориентацией на широкий круг интересов. Это поможет лучшему развитию, поддержанию интереса детей.

Независимо от оснащения, типа дошкольного учреждения, форм занятий, развивающая пространственно-предметная среда должна отвечать требованиям: 

  •  Федеральной образовательной программы ДО.
  •  Возрастным параметрам воспитанников.
  •  Медицинским, санитарно-эпидемиологическим, социальным условиям.
  •  Материально-техническим параметрам.
  •  Регламенту безопасности.

В соответствии с требованиями ФГОС, пространственное оснащение направлено на несколько областей развития:

  • Познавательное.
  •  Физическое.
  •  Коммуникативное и социальное.
  •  Речевое.
  •  Эстетическо-художественное.


В связи с этим оснащение, которое предназначено для одной области, может использоваться и для развития в другой. Например, сухие бассейны применяются для развития сенсорики детей и снятия психического напряжения, они могут служить элементом физического развития – для улучшения координации движений. Конструирование служит для стимуляции творческих способностей, формирования логического мышления и усидчивости, также помогает в развитии мелкой моторики и может применяться в качестве комплексного дополнения для коррекции речевых навыков.

Для формирования среды:

  • Оценивается и анализируется инфраструктура, комплектация методическими и учебными материалами.
  • Изучаются особенности самой программы ДОУ и пожелания родителей, потребности и склонности воспитанников заведения.
  • Составляется список оборудования, материалов.
  • Формируются окончательные перечни оснащения и вносятся в паспорта групп ДО и рабочих кабинетов.
  • Составляется план-схема с обязательным расположением оснащения и возможностью корректировки зон при использовании.
  • Устанавливается оснащение, пространство наполняется игровыми материалами.
  • По мере использования анализируется размещение, востребованность и удобство для детей.

Оборудование в группах размещается так, чтобы можно было корректировать зоны, трансформировать среду на основе задач по воспитанию, а также образованию детей, учитывая игровые потребности.

Безопасность пространственной среды ДОУ

Формировать инфраструктуру дошкольного оснащения необходимо с учетом требований безопасности, на основе санитарно-эпидемиологического регламента, требований технического регулирования, гигиенических правил, специальных норм в области средств обучения и воспитания.

Под безопасным оснащением понимают такую инфраструктуру, которая при использовании не будет провоцировать риска для детей, не станет угрозой здоровью и жизни. Существуют особые требования, которые касаются регламента безопасности для детей до 14 лет. И они включают обязательное наличие документов, подтверждающих соответствие оснащения определенному регламенту и проведение испытаний.

Проверка безопасности оснащения подтверждается наличием следующих параметров:

  • Даты действия выданного сертификата.
  • Комплектности всей документации.
  • Соответствия предоставленных документов, перечня наименований в ней и фактически предоставленного оснащения.

Оснащение ДОУ от производителя «АЛМА»

Компания «АЛМА» предлагает современные комплексные решения для создания безопасной, функциональной и комфортной пространственно-развивающей среды в детских садах.

Поставляем оборудование и различное оснащение для дошкольных учреждений, которое соответствует требованиям ФГОС, разрешено для использования в программах «Доступная среда», имеет необходимые подтверждающие сертификаты.


Серия мебели для детского сада "Игровоз"


Мы предлагаем методическое и игровое оформление стенинтерактивные панели и доски, программное обеспечение, конструкторы и развивающие наборы, музыкальное оборудование,  оснащение для сенсорных комнат, комплекты для патриотического воспитания и многое другое. Оснащение оборудованием от «АЛМА»  формирует трансформируемое пространство для активной и спокойной деятельности, создаёт зоны познания и творчества. Мы поставляем комплекты для реализации национальных проектов в области экологии, финансовой грамотности.

Предоставляем продукцию, которая соответствует критериям оценки:

➤ Открытости для преобразований и возможности простой трансформации пространства.

➤ Современности исполнения пособий, оборудования, мебели и эргономики дизайна.

➤ Стимулирования двигательной активности.

➤ Адаптивности для познания и творческого мышления.

➤ Приспособленности для сюжетно-ролевых занятий.

➤ Комфортности для использования воспитанниками, специалистами и педагогами.

➤ Безопасности и соответствия предметно-развивающей среды регламенту СанПиН.

Каждый элемент для формирования пространственной среды отвечает нормам государственных стандартов, он безопасен в использовании, универсален. Он помогает формировать у ребёнка необходимые навыки для становления физических, умственных навыков, склонности к творчеству и саморазвитию. Оснащение создано с учётом возрастных особенностей, может использоваться для занятий с детьми разных навыков, в том числе, с особенностями развития.

Всё оснащение поставляется с необходимым пакетом сопроводительных документов. Оно настраивается специалистами и тестируется для гарантии стабильной, долгой и безопасной работы.

Обращайтесь к нам, и мы подберём для вас оптимальный вариант для оснащения детских садов и школ по ФГОС.

Текст: Анастасия Смагина