
С 1 сентября все детские образовательные учреждения должны начать реализовывать федеральные образовательные программы(или ФОП), утверждённые Законом об образовании от 24.09.2022 № 371-ФЗ.
А для детей с ОВЗ предусмотрена Федеральные адаптированные образовательные программы (ФАОП) , утверждённые от 24.11.2022 № 1022-ФЗ.
Что такое ФОП (или ФООП) ?
ФОП ДО – это Федеральная образовательная программа дошкольного образования, определяющая единые для РФ базовые требования, содержание и планируемые результаты дошкольного образования.
ФОП ДО должна быть положена в основу разработки ОП ДО (образовательной программы дошкольной организации), как обязательная часть. Но также допускается включение в ОП формируемой части, которую детский сад разрабатывает самостоятельно. Туда могут быть включены вариативные и парциальные образовательные программы, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, национальным и культурным особенностям региона, а также возможностям педагогического коллектива и детской образовательной организации в целом.
ФОП ДО определяет объём, содержание, планируемые результаты обязательной части ОП ДО, которую реализует детский сад. Это единый стандарт для оценки качества и эффективности работы детского дошкольного учреждения. Детские сады не могут реализовывать программы воспитания с результатами ниже, чем в ФОП ДО.
ФООП – это Федеральная основная общеобразовательная программа, содержащая учебно-методическую документацию, определяющая единые для РФ базовое содержание и нормативы школьного образования определенного уровня, и планируемые результаты освоения образовательной программы. ФООП разработана для начального общего (1-4 классы), основного общего (5-9 классы) и среднего общего (10-11 классы) школьного образования в Российской Федерации.
Что такое ФАОП ?
ФАОП - это образовательная программа, адаптированная для обучающихся с ОВЗ. ФАОП должна быть положена в основу разработки АОП (адаптированной образовательной программы) для детей с различными группами нарушения здоровья.
Коррекционно-развивающая АОП составляется для детей:
- с нарушениями слуха;
- с нарушениями зрения;
- с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР);
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);
- с задержкой психического развития (ЗПР);
- с расстройствами аутистического спектра (РАС);
- с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (УО);
- с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
Инклюзивное образование является прогрессивным подходом к развитию общества, предусматривающим интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с особыми потребностями в общеобразовательный процесс.
ФАОП направлена на интеграцию такого ребёнка в социум и овладение им культурными средствами общения. Закон об образовании предоставляет родителям право выбора формы образования для своего ребёнка. Если ребёнок посещает образовательную организацию, она обязана создать все условия для сопровождения ребёнка и взаимодействия с семьёй, чтобы помочь родителям успешно обучать и социализировать ребёнка в рамках его нозологии. Это одно из ключевых направлений ФАОП.
Если в образовательную организацию обращается семья с ребёнком с особенностями развития, к работе с семьёй должны быть подключены педагог-дефектолог и воспитатель. Несмотря на недостаток таких специалистов в России на сегодняшний момент, это не является препятствием для введения стандартов образования во всей стране, поскольку стандарты создают условия для появления необходимых специалистов.
Задачей педагога в рамках ФАОП является определение зоны актуального развития ребёнка и поддержка его достижений. Важно ориентироваться на психологический, а не на биологический возраст ребёнка.
Методические рекомендации ФАОП помогут педагогам разобраться в том, что ребёнок с ОВЗ должен уметь делать самостоятельно, а что – с помощью педагога.
ФАОП предусматривает введение ставок специалистов-дефектологов в образовательных организациях, а также создание специальных условий для обучения. Такие условия включают в себя:
- общение с учётом индивидуальных потребностей ребёнка,
- облегчение адаптации в среде образовательного учреждения,
- разнообразный сенсорный опыт,
- последовательное увеличение самостоятельности ребёнка,
- стимуляцию познавательной активности и развития речи,
- создание ситуации успеха для ребёнка с ОВЗ.
Важно, чтобы педагог в рамках реализации ФАОП изучил особенности предъявления знаний ребёнку с ОВЗ, методы достижения целевых результатов и средства, которые наилучшим образом решают задачи обучения.
Какая цель реализации ФОП и ФАОП?
➤ Создать единый базис содержания детского образования;
➤ Создать единое федеральное образовательное пространство обучения и воспитания детей, обеспечить равные и качественные условия образования, не зависящие от места проживания ребёнка и его родителей, устранить барьеры при переходе из школы в школу.
➤ Обеспечить преемственность дошкольного, начального общего и основного общего образования.
➤ Сформировать основы гражданской и культурной идентичности ребёнка, как гражданина Российской Федерации, путем организации обучения с использованием подходящих по возрасту методов и инструментов.
➤ Обеспечить оптимальные условия для коррекции нарушений, социальной адаптации и освоения образовательной программы детей с ОВЗ в рамках их индивидуальных возможностей.
Что входит в ФОП и ФАОП?
Дошкольное образование |
Школьное образование |
|
Целевой раздел |
Планируемые результаты и целевые ориентиры ФОП и ФАОП |
Планируемые результаты и целевые ориентиры ФОП тФАОП |
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП и ФАОП воспитанниками |
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП и ФАОП учащимися |
|
Содержательный раздел |
Федеральная рабочая программа воспитания |
Федеральная рабочая программа воспитания |
Федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов |
||
Программа формирования УУД (универсальных учебных действий) |
||
Программа коррекционной работы |
||
Организационный раздел |
Федеральный календарный план воспитательной работы |
Федеральный календарный план воспитательной работы |
Примерный режим и распорядок дня групп |
Федеральный учебный план |
|
Федеральный план внеурочной деятельности |
||
Программа коррекционной работы |
Федеральный учебный план включает обязательные федеральные рабочие программы по предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» в начальных классах.
«История», «Обществознание», «Русский язык», «Литература», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего и среднего общего образования.
Когда детские сады и школы перейдут на ФОП и ФАОП?
Школы и детские сады должны привести образовательные программы в соответствие с ФОП, ФАОП до 1 сентября 2023 года (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ).
Соответствие продукции «АЛМА» новым ФОП и ФАОП
Компания «АЛМА» на протяжении многих лет занимается разработкой и производством качественного оборудования для образовательных учреждений, в первую очередь, для дошкольных организаций (ДОУ).
Мы постоянно совершенствуем свою продукцию и приводим её в соответствие с действующими нормами законодательства, поэтому методическая база оборудования «АЛМА» и содержание программного обеспечения соответствует ФОП, ФАОП и ФГОС 3 поколения.
Наш ассортимент продукции для коррекционной работы включает в себя профессиональное оборудование для логопедов и психологов, оборудование для сенсомоторной интеграции, оборудование для детей с РАС, сенсорные комнаты, нейротренажёры и многое другое. Выбирая «АЛМА», вы приобретёте надёжного партнера в области коррекционной работы в дошкольных учреждениях.
Мы предоставляем качественную и проверенную продукцию, которая поможет вам добиться наилучших результатов в образовании и развитии детей в соответствии с Федеральными образовательными программами.
Текст: Тамара Терехова